ОСВОБОЖДЕНИЕ ГОЛОСА

       

Язык


       Следующей областью в работе над звуковым каналом станет язык.

Язык — это сплошная плоть и мускул, от самого кончика и до основания. Рассматривая свой язык с помощью зеркала, а также внутреннего видения, Вы обнаружите, что большой участок, спускающийся в горло, практически Вам не знаком. Широко раскрыв рот, так, чтобы корень языка был хорошо виден, минуту — другую еще понаблюдайте за языком. Может быть, он непроизвольно совершает какие-то движения? Он толстый, расслабленный и касается передних зубов или узкий и оттянут назад? Внутри толщи языка находятся мышцы, которые очень восприимчивы к психологическим обстоятельствам. Никто не скажет: "Я так волнуюсь, что язык напрягается". Хотя в подобной ситуации говорят "свело желудок" или шею, плечи. Любое нервное напряжение, затрудняющее общение, приводит к напряжению мышц языка, которые тянут его назад или расплющивают, ставят поперек горла. В результате этих зажимов меняется форма горловой впадины и рта, нарушается реакция резонаторов, что последовательно влияет на тембр голоса. Поскольку язык соединен с гортанью, то одно оказывает влияние на другое. Так, напряжение языка передается гортани, влияя на работу голосовых связок, а напряжение, начинающееся в гортани, распространяется на язык, влияя на артикуляцию. Кроме тою, напряжение гортани вызывает напряжение в диафрагме и наоборот.

       В рабочих целях достаточно знать, что язык — это одна из "полезных" компенсирующих мускулатур, которая берет на себя ответственность за звучание в случаях, когда дыхание не свободно. Аргументом для передачи всех прав на поддержку голоса дыханию является свойство особой восприимчивости дыхания к эмоциям и способность выразить эти эмоции. "Грудные голоса", не достигающие верхних регистров, в большинстве случаев — результат мускульной поддержки корня языка. Некоторые чудесные голоса из-за напряжения языка издают скрипящий, сиплый, монотонный звук. По всему голосовому диапазону звуки должны формироваться без всякого напряжения в задней части языка.


Для того чтобы голос свободно выражал эмоции, мышцы языка должны быть расслаблены.

       Процесс физического осознавания языка может происходить при полном его растяжении и сознательной релаксации. Нельзя считать растяжение мышц языка достаточным, если Вы будете только высовывать язык изо рта или кончиком языка дотрагиваться до верхней и нижней поверхности полости рта, так как в растяжении будут задействованы лишь незначительные участки мышечной ткани. Для того чтобы растянуть язык у его основания, существуют упражнения, описанные ниже.

Шаг первый.

Растяжение языка. Поместите кончик языка внизу, за нижними зубами.

       Представляя себе середину языка, начните "перекатывать" ее вперед наподобие большой волны, прорывающейся через нижние зубы, до тех пор, пока не почувствуете, что язык растянулся от самого кончика до основания.

       Затем позвольте ему опять расслабиться у основания рта. Кончик языка снова касается нижних зубов.

       Действующие мышцы должны быть в середине языка. Когда эти мышцы перекатываются вперед, они тянут корень языка из горла.

       Повторите несколько раз движения растяжения — релаксации, обращая внимание на некоторые моменты.

       Слишком сильное надавливание языком на передние зубы будет толкать челюсть вперед, создавая излишнее напряжение в челюстном суставе и лишая язык полного растяжения. Пусть нижняя челюсть "упадет" вниз. Мысленно приподнимите верхнюю челюсть, создавая этим большее пространство в полости рта, помогая языку обрести свободу движения.



       Убедитесь в том, что верхняя губа и верхние зубы достаточно высоко подняты над языком, а горло широко раскрыто. Таким образом Вы создаете большее пространство для языка. Поначалу во время этого упражнения горло может иметь тенденцию закрываться. Проверьте, так ли это. Зажмите обе ноздри пальцами и проверьте, можете ли Вы дышать. Если при растяжении мышц языка Вы дышите ртом — значит, Ваше горло открыто.

       Растянув язык, оставьте челюсти широко раскрытыми.



Если в течение упражнения Вы будете слегка улыбаться, то обнаружите, что Вам стало легче держать верхнюю челюсть в приподнятом положении, и движения языка стали гораздо свободнее. Продолжайте держать кончик языка за нижними зубами, когда язык "перекатывается" вперед и расслабляется во рту. Так как Вашего внутреннего контроля недостаточно для наблюдения за собой, воспользуйтесь зеркалом.

       На той стадии упражнения, где релаксация сменяет вытягивание языка, Вы должны ясно увидеть в зеркале заднюю часть глотки и язык, распростертый по всей своей длине. Не тяните его вниз.

       Существуют разные варианты напряжения языка, губ и челюсти. Обычно составляет трудность изолировать язык от верхней челюсти и верхней губы, которые в момент "перекатывания" языка вперед мешают ему растянуться. Это упражнение исключительно для языка. Ни челюсть, ни верхняя губа в нем не участвуют. Другая трудность, как правило, состоит в том, чтобы суметь расслабить корень языка после его растяжения. Растягивая и "перекатывая" язык вперед, мы можем повлиять на тенденцию к оттягиванию языка назад.

Шаг второй.

Освобождение языка. Позвольте языку расслабиться. Пусть кончик языка легко коснется основания нижних зубов.

       Менее интенсивно, чем прежде, "перекатите" середину языка вперед и назад.

Во время упражнения челюсть остается расслабленной и приоткрытой не более, чем на один палец. Язык двигается внутри полости рта, едва заходя за передние зубы.

       А теперь начните постепенно ускорять движения середины языка вперед и назад, вперед и назад, до тех пор, пока не почувствуете, что расслабленный язык трясется по всей своей длине. Ваш язык расхлябанно болтается. Вы его не тренируете и не растягиваете.

       Следующей задачей будет для Вас понять, остается ли язык "расхлябанным" при добавлении звука.

       Проследите за тем, чтобы звук освобождался из центра, а мышцы языка не "подталкивали" звук."

Шаг третий.

Освобождение языка со звуком.



Выдохните непрерывный звук "ха" из дыхательного центра на высоте.



Представьте себе, что из центра вибрации потоком устремляются наружу через рот. Потрясите языком, "перекатывая" его вперед и назад.

       Постарайтесь совместить это упражнение с процессом физического самоосознавания и не отвлекаться на то, что услышите. Исследуйте свои физические ощущения, возникающие от ясности воображения и четкости установок.

Помните, что если бы Вы не имели языка, то звук совершенно свободно вытекал бы через широкий и незаблокированный канал. Вообразите себе ту легкость, с которой Вы могли бы делать голосовые упражнения, если бы Вам не мешал язык. Вашей задачей в следующих упражнениях будет постараться "избавиться" от своего языка, а потом посмотреть, что происходит со звуком в результате выполнения этой задачи.

       Поупражняйте шаг третий, контролируя следующие моменты. Пошлите импульс для вздоха облегчения в область эмоционального дыхательного центра и освободите его в звуке.

      



       Потрясите серединой языка, "перекатывая" ее вперед и назад, в то время, как звук проходит через рот.



      

Продолжайте отмечать  работу  мышц  языка,   поднимаясь  по диапазону до тех пор, пока будете чувствовать себя удобно.

       Наблюдая, обратите внимание на четыре момента:

1) челюсть остается расслабленной;

2)      желудок расслабляется для каждого входящего дыхания;

3)      Ваш вздох становится более полным с каждым новым подъемом по диапазону;

4) звук выдыхается скорее вперед по горизонтали, изо рта наружу, чем попав на поверхность языка, затягивается опять в гортань. (См. иллюстрации.)



   Теперь расширьте сферу Вашей осведомленности, обратив внимание на изменения, происходящие со звуком в момент передвижения языка. Вибрации уже не звучат в знакомом звукосочетании "ха—ха—ха", а благодаря движениям, которые совершает язык, звуки приобретают новую форму. Посмотрите, что происходит со звуком, когда язык "перекатывается" вперед и расслабляется.



Возможно, Вы заметите, что, "перекатываясь" вперед, звук становится похожим на неопределенно звучащий "и".

       То, что происходит со звуком, обозначено на рисунке.



   Повторите упражнение, выполняя все шаги, результатом которых будет этот звук.

     Мы подошли к важному моменту. Процесс физического самоосознавания должен сопровождать эту часть Вашей работы. Желаемый результат этих упражнений состоит в том, чтобы "убрать" язык из процесса формирования звука.

Шаг четвертый.

Повторите шаг третий (тряся язык со звуком) , используя следующий образ.

       Представьте себе поток вибраций, который бьет ключом из источника дыхательного центра и распространяется над поверхностью расслабленного языка.

       Повторите весь процесс, поднимаясь по диапазону. Как только Вам станет трудно держать язык расслабленным, начните спускаться вниз, обращая внимание на повышающуюся способность к релаксации по мере снижения высоты. Используйте свою осведомленность о процессе релаксации в шаге пятом.

Шаг пятый.

Пусть язык, расслабившись, лежит у основания рта, касаясь кончиком нижних зубов.

    Коснувшись звука в центре, произнесите: "Ха — ха".

           



      

Два или три раза повторите вращение головой на "хамм", чередуя направления вращения.

       "Уроните" позвоночник на "хамм", поднимитесь и освободите звук наверху. Повторите упражнение два или три раза, поднимаясь и опускаясь по диапазону.

       Задайте себе вопросы: заметили ли Вы какие-то изменения в ощущении вибраций с момента, когда делали это упражнение в последний раз? Изменилось ли как-то Ваше дыхание или Ваше понимание его? Как Вы себя чувствуете? Что Вы чувствуете?

       В шаге шестом будут использованы в основном те же движения языка, что и раньше, но Ваши установки станут более определенными. Если язык будет свободным — звук беспрепятственно придет в переднюю часть рта. Ваше внимание должно быть направлено на переднюю часть вращающегося языка, который "перекатывает" звук вперед к зубам.



Шаг шестой.

Перекатите середину языка вперед ( кончик языка находится за нижними зубами), как это было описано в шаге втором при потряхивании языка. Оставьте язык в этой позиции. Обратите внимание, что между поверхностью языка и альвеолами остается очень узкое пространство. Освободите звук из дыхательного центра сквозь это пространство. Пусть вибрации, сформированные этим узким пространством, выльются в звук "хиии".

       Поиграйте языком в этой позиции, пока не почувствуете вибрации против верхних зубов. Нацеливая дыхание поверх языка в верхние зубы, прошепчите: "Хииии" и затем выдохните на звуке.

       Пусть язык расслабится и будет распростерт у основания рта. Теперь пространство между поверхностью языка и альвеолами увеличилось и единственным звуком, который может сформироваться без изменения пространства, станет звук "ха". Поиграйте языком в обеих позициях, повторяя сначала вперед "перекатывающиеся" вибрации "хии—хии—хии", а затем вибрации расслабленного языка "ха—ха—ха".

       Пусть дыхание входит в Вас между каждой серией звуков. Не теряйте связи с центральной стартовой точкой.

       Тренируйтесь, поднимаясь и опускаясь по диапазону.

       А сейчас на одном долгом дыхании, чередуя "хии" и "ха", проделайте упражнение еще раз. Выдохните "хи", "перекатывая" звук вперед и не беря нового дыхания, а затем опустите язык плашмя, позволяя звуку измениться: "Ха". Повторите упражнение дважды.



Сделайте то же самое, изъяв связующий звук "х" и произнося,



 повторите упражнение еще раз, поднимаясь и опускаясь по диапазону.

      

Добавьте к предыдущему импульс, вызывающий вздох облегчения, для стимуляции нового дыхания на каждой последующей высоте.

       Освободить мышцы языка от зажимов невозможно до тех пор, пока не будут изучены основы расслабления языка в разных его участках.

       Заметьте, что с самого начала я предложила Вам во время тренинга языка подниматься по голосовому диапазону.



Взяв сознательную установку на релаксацию, Вы можете наращивать эту потребность, направляя свое сознание на то, чтобы убрать излишнее напряжение.

       Поднимаясь по диапазону, обратите внимание на поведение языка. Не захочет ли он вести себя несколько иначе, чем ведет себя на более низкой и удобной высоте? Так ли свободно и просто "перекатывается" он вперед? Так ли свободны от напряжения мягкие ткани под челюстью? Приложите палец к мягкому месту между костями челюсти с наружной части рта. Вы почувствуете, в каком положении находятся мышцы языка, которые должны быть мягкими, даже когда язык в движении. Лежит ли язык плоско у основания рта (во второй части упражнения) или начинает оттягиваться назад?

       Используйте зеркало, чтобы проверить малейшие изменения в поведении языка. Ваша задача состоит в том, чтобы мышцы языка не реагировали на потребность более интенсивного звучания. Неважно, касается это высоты тона, его эмоционального насыщения или большей силы звучания. Все это является прерогативой дыхания и резонации. Язык должен оставаться свободным для того, чтобы справляться с артикуляцией.

       Продолжая тренировать шаг шестой, ставя перед собой цель постепенного расширения голосового диапазона вверх, обратите внимание на то, что происходит в области Вашего дыхательного центра, когда мышцы языка начинают сжиматься, втягиваться и напрягаться. Вы обнаружите: если язык напряжен — напряжены и мышцы в области дыхательного центра.

       Ваш язык напрягается, чтобы компенсировать слабое, ленивое и затухающее дыхание. Для того, чтобы мышцы языка остались свободными, опустите вздох облегчения как можно глубже. Если каждый Ваш вздох будет сопровождаться глубоким чувством облегчения, Вы избавитесь от всякого рода психических зажимов типа: "я не могу" или "если я как следует постараюсь, если я буду решительно и по-настоящему работать и немного потерплю, то я это сделаю". Не терпите, не старайтесь, не работайте — только вызовите вздох облегчения.

      


Содержание раздела